Календарь
Часики
Банеры

Музыкальный руководитель

Каприелова Наталья Михайловна

I квалификационная категория

Образование: среднее специальное - 

Канашское педагогическое училище 1979год,

музыкальное отделение

Педагогический стаж работы 25 лет

           

 

График работы на 2016-2017 учебный год:

Понедельник: 9.00-17.00

Вторник: 8.00-15.00

  Среда:10.00-17.00

Четверг: 8.00-15.00

Пятница: 8.00-15.00

Наодные песни игры  - как средство развития творческой  активности детей.

                                                                  

Дошкольный возраст - это пора жизни, когда перед ребёнком открывается окружающий его мир. В своей деятельности и прежде всего в его играх, ребёнок проникает в более широкий мир, познаёт и осваивает его в действительной форме.

В течении многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички любовно и мудро поучают ребёнка, приобщают его к высокой культуре. Это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире - яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках, играх доступны и понятны детям. Причём дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, становятся участниками и постановщиками музыкально-игровых и вокально-пластичных композиций. В процессе игры ребёнок органично познаёт музыкальные образы, преодретает умения и навыки, развивает фантазию. Пичём развитие способностей происходит как бы само собою. В занимательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс НАЗИДАТЕЛЬНОСТИ.

С раннего возраста через потешки и прибаутки, припевая их укладывая спать, умывываясь, кушая, одеваясь... все виды деятельности сопровождаются народными потешками да припевками. Так ребёнок не только учится засыпать и одеваться - так развивается речь, обогощаются   чувства, обогощается отношение к окружающему миру, воспитывается любовь к народному национальному искусству.

В этот момент жизни важна эмоциональная окраска речи, изменение тембрового голоса. В играх и песнях не допускается монотонность.  Это позволит не только выполнять действия с удовольствиям, но и быстрее возникнет понимание и взаимосвязь ребёнка и воспитателя.

Через народные песни  и игры дети познают явления природы - "темнота пришла, ночь привела", "солнышко-вёдрышко обогрело телят, ягнят и ещё маленьких ребят"... познают животный мир - "коза рогатая", "коровушка-бурёнушка", "кисонька-мурысонька"... голосом и движением передают образы этих персонажей. Бодро поют о петушке, козлике... Ласково о кисоньке...  учатся сопереживать - "не плачь, не плачь, куплю калач..." учатся трудолюбию - сорока-белобока кашу варит, чтобы кормить деток, курочка для деток находит червячка и водичку...

Народная фольклорная музыка очень лёгка и доступна детям. Поэтому им не составляет труда различать её жанры и легко передают в движении и голосе её характер - плясовые движения, хороводные пляски, колыбельную музыку, игровые образы. В народных песнях и играх-хороводах заложены большие возможности для развития детского музыкального-игрового творчества. Это обуславливается, прежде всего, художественными качествами музыкального фольклора, яркими образами, интонационной выразительностью. Именно выразительность позволяет успешно использовать песенно-игровой фольклор для развития творческих способностей детей. Дети придумывают одному персонажу разные движения раскрывая его характер. Затем сравнивают его с другим героем: волк и лиса...   И уже потом передают в движениях характерные черты разных песонажей. Очень ярко это видно в хороводной игре "Курочка по сенечкам" - старшие группы. Малыши легко передают и сравнивают образы в простых движениях, так как у них ещё мало опыта, зато им легко передавать образы на музыкальных инструментах. Что позволяет в дальнейшем обучение на детских музыкальных инструменах  используя народную музыку, так как в ней легко прослушивается ритм, который так необходим при игре.

В группах должны быть настольно-печатные игры, игры, наглядный материал, который помогает закрепить речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать знания. В книжном уголке - книжки-игрушки, книжки-раскладушки, книжки-малышки. В уголках шапочки персонажей хороводных игр и потешек,  дидактические  настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений.

Всё это способствует развитию творческих способностей детей, способствует развитию эстетического вкуса, развитию речи, тренировка памяти и внимания, развитию координации движений, развитию эмоционального благополучия, формированию адаптивных навыков, интеллектуального развития.

 

 

 

РАЗВИТИЕ  ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРОВЫЕ ФОРМЫ И ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ НАВЫКИ ИГРЫ НА ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

 

  Цель: 

  • Развитие музыкальных способностей.
  • Формирование музыкального творчества. 

  • Навыки игры на детский музыкальных инструментах.

  • Раскрепощение ребёнка, владение свим телом, голосом.

 

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

для младшего дошкольного возраста:

  • ВОСПИТАНИЕ СЛУХОВОЙ СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ
  • АКТИВИЗАЦИЯ СЛУХОВОЙ ВОСПРИИМЧИВОСТИ ЧЕРЕЗ ДВИГАТЕЛЬНО-АКТИВНЫЕ ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ, КООРДИНИРОВАННОСТИ ДВИЖЕНИЙ, МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОСТЕЙШИМ ПРИЕМАМ ИГРЫ НА ДЕТСКИХ МУЗИНСТРУМЕНТАХ
  • ФОРМИРОВАТЬ ВОКАЛЬНО-ПЕВЧЕСКИЕ УМЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОПУТСТВУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

  • РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ И СОУЧАСТИЯ В СОВМЕСТНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОНТАКТНОСТИ И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ
  • ВОСПИТАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ И В МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОТОБРАЖЕНИИ ЯВЛЕНИЙ ЖИЗНИ, ПЕРЕЖИВАНИЙ

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • В РЕЗУЛЬТАТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЭКСПЕРИИЕНТИРОВАНИЯ С МУЗЫКАЛЬНЫМИ, ШУМОВЫМИ И ПРИРОДНЫМИ ЗВУКАМИ ДЕТИ РАЗЛИЧАЮТ ИХ ПО ВЫСОТЕ, ТЕМБРУ, ДИНАМИКЕ. МАТЕРИАЛУ.
  • УМЕЮТ УСТАНАВЛИВАТЬ СВЯЗЬ МЕЖДУ ХАРАКТЕРОМ МУЗ. ОБРАЗА И СРЕДСТВАМИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ, ЭМОЦИОНАЛЬНО ОТКЛИКАТЬСЯ НА ХАРАКТЕР И НАСТРОЕНИЕ В МУЗЫКЕ.
  • В ДВИГАТЕЛЬНО-АКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЗДАЮТ ПРОСТЕЙШИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ.
  • В ДВИЖЕНИЯХ И ЭЛЕМЕНТАРНОМ МУЗИЦИРОВАНИИ ПЕРЕДАЮТ ЗАДАННЫЙ МЕТРОРИТМ, АКТИВНО МУЗИЦИРУЮТ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ И ШУМОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ (МЕТАЛЛОФОН, КСИЛОФОН, ТРЕУГОЛЬНИК. ЛОЖКИ, ПОГРЕМУШКИ, КОЛОКОЛЬЧИКИ, БУБЕН, БАРАБАН, МАРАКАСИКИ, БУБЕНЧИКИ)
  • ХОРОШО ИНТОНИРУЮТ ЗАДАННУЮ МУЗ.ФРАЗУ, ЗНАКОМЫЕ ПЕСНИ С СОПРОВОЖДЕНИЕМ, ПОЮТ ПРОТЯЖНО.
  • ЗНАЮТ ПРОСТЕЙШИЕ ЭЛЕМЕНТЫ МУЗ.ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ ПОПЕВКИ, ПОТЕШКИ,ПЕСНИ, ПРОСТЕЙШЕЕ АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ.

 

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

для старшего дошкольного возраста:

  • ЧЕРЕЗ СОЗДАННУЮ РАЗВИВАЮЩУЮ СРЕДУ И РАЗРАБОТАННУЮ СИСТЕМУ ЗАНЯТИЙ ЧЕРЕЗ ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ СВОЙСТВ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗВУКА И ДВИГАТЕЛЬНОЕ, ПЕРЦЕПТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ МЕТРОРИТМИЧЕСКИХ ОСНОВ МУЗ.ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ИНТЕРПРИТИРОВАТЬ ХАРАКТЕР МУЗ.ОБРАЗОВ, НАУЧИТЬ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В СРЕДСТВАХ  ИХ ВЫРАЖЕНИЯ.

  • НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИМЕЮЩИМИСЯ У НЕГО СРЕДСТВАМИ( ГОЛОСОМ, ТЕЛОМ, ПРИЕМАМИ ИГРЫ НА ИНСТРУМЕНТАХ) ДЛЯ СОЗДАНИЯ СОБСТВЕННЫХ МУЗ.ОБРАЗОВ, ХАРАКТЕРОВ, НАСТРОЕНИЙ.

  • ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ВЫРАЖЕНИЯ СВОИХ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ БЛИЗКИМИ ДЛЯ НИХ СРЕДСТВАМИ: ЗВУКАМИ, КРАСКАМИ, ДВИЖЕНИЯМИ, СЛОВОМ.

  • НАУЧИТЬ ПРАВИЛЬНЫМ ВОКАЛЬНО-ПЕВЧЕСКИМ НАВЫКАМ, ИСПОЛЬЗУЯ ИГРОВЫЕ СПОСОБЫ И ФОРМЫ, ЧТОБЫ СОХРАНИТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДЪЕМ И ИНТЕРЕС К МУЗЫКЕ, КАК СРЕДСТВУ  САМОВЫРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСТВА

  • РАЗВИВАТЬ ПСИХОМОТОРНЫЕ НАВЫКИ, КООРДИНИРОАВННОСТЬ ДВИЖЕНИЙ, ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ И КРОВООБРАЩЕНИЯ, МЕЛКУЮ  МОТОРИКУ ПРИ ОБУЧЕНИИ И ИГРЕ НА ДЕТСКИХ  МУЗ.ИНСТРУМЕНТАХ (МЕТАЛЛОФОНЫ, КСИЛОФОНЫ, АРФЫ, ШУМОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ)

    СОПУТСТВУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

  • РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ И СОУЧАСТИЯ В СОВМЕСТНОЙ МУЗ.ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • ВОСПИТЫВАТЬ ПОТРЕБНОСТЬ В ТВОРЧЕСТВЕ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, СВОБОДЫ МЫШЛЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ, КАЧЕСТВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ САМОУТВЕРЖДЕНИЮ ЛИЧНОСТИ

             

 

 

 

 

 

 

 

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • РЕБЕНОК ДОЛЖЕН УМЕТЬ ПОНИМАТЬ И ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ, УМЕТЬ ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ: ВЫРАЖАЕТ МУЗЫКА ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА, А ИЗОБРАЖАЕТ- ВНЕШНЕЕ ДВИЖЕНИЕ. УМЕТЬ РАЗЛИЧАТЬ ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ, СТИЛИ, ФОРМЫ В МУЗЫКЕ.

  • РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ЧИСТО ИНТОНИРОВАТЬ С СОПРОВОЖДЕНИЕМ И ACAPPELA, РАЗЛИЧАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ЛАДЫ МУЗЫКИ.

  • ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И ПЕТЬ ОСНОВНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ, ПЕРЕНОСИТЬ СТУПЕНИ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ СОЛЬМИЗАЦИИ ПАЛЬЦЫ РУКИ –НОТНЫЙ СТАН. УМЕТЬ МОДЕЛИРОВАТЬ, ИСПОЛЬЗУЯ МУЗЫКАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ.

  • В ДВИГАТЕЛЬНО-АКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОКАЗАТЬ НАВЫКИ КООРДИНИРОВАННОСТИ ДВИЖЕНИЙ, АКТИВНОСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ.

  • РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ПОКАЗАТЬ  ОСВОЕННЫЕ СПОСОБЫ ПОЛЬЗОВАНИЯ ТАКИМИ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ, КАК ГОЛОС, ТЕЛО, ДВИЖЕНИЕ, МУЗИЦИРОВАНИЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО МУЗ-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА.

  • ДОЛЖЕН ОСВОИТЬ НАЧАЛЬНЫЕ НАВЫКИ ИГРЫ НА МУЗ.ИНСТРУМЕНТАХ, УМЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ НОТНЫМИ ЗАПИСЯМИ, РИТМИЧЕСКИМИ ФОРМУЛАМИ, МОДЕЛЯМИ. ПОКАЗАТЬ НАЧАЛЬНЫЕ НАВЫКИ АНСАМБЛЕВОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ.

  • ПОЛУЧЕННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОПЫТ ДОЛЖЕН ПОКАЗАТЬ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И В ДОМАШНЕМ МУЗИЦИРОВАНИИ.

             

 

Формирование навыков восприятия и исполнения музыки в игре  дошкольников

В наш век огромного непрерывного потока информации, обрушивающегося на ребёнка с первых дней его жизни, повсеместного распространения компьютерных и цифровых технологий, ускорения самого ритма жизни людей развитие ребёнка претерпело ряд существующих изменений.

Дети стали утрачивать наивность, мечтательность, изобретательность и в какой-то степени подвижность, так естественно присуще им в их возрасте. 

 

 

Цель и задачи музыкальной игры:

1.Коррекционные:

Развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координацию движений и нормализация их темпа и ритма;Формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.

​2. Оздоровительные:

Укрепление сердечнососудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;

Развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;

Развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);

Развитие быстроты двигательной реакции.

3. Образовательные:

Обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

Развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

Формирование умственных умений и действий.

4.​Воспитательные:

Воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;

Эстетическое отношение к окружающему;

Развитие чувств, эмоций.

​​5.Развивающие:

Познавательную активность;

Устойчивый интерес к действованию;

Саморегуляцию и самоконтроль;

Внимание, память, мышление;

Ориентировку в пространстве.            

                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Детство – это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.

 

Игра, по утверждению психолога Тарасова Георгия Станиславовича, - это эмоциональная непосредственность мотивов, устремлённось к цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребёнка. Интерес к процессу вводит детей в окружающий их мир.

 

Наиболее полезны игры, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления. Уровень любознательности, умственной и деятельной активности дошкольников проявляется в игре. Ребёнок сам придумывает сюжеты игры, используя для этого игрушки и различные предметы, придавая им игровое значение, выступает как организатор в подгруппе играющих детей-сверстников. Малоактивность здорового ребёнка в отдельных видах игровой деятельности может привести к нарушениям в общем развитии.

Развитие ребёнка зависит от условий воспитания и обучения в детском саду и семье. Здоровые дети обладают потенциалом для психического развития. Наша задача – всячески способствовать полноценному развитию детей. Если нарушается гармоничность этого развития, то с нашей стороны следует обеспечить ребёнку возможность стать всесторонне развитым человеком, используя разные пути и прежде всего игру.

               

Игра – оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Это подтверждает Даниил Борисович Эльконин: «игра влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных»

 

По мнению Олега Семёновича Газмана, в игре у детей возникают три цели. Первая цель – удовольствие от игры – «Хочу». Вторая цель – выполнять правила игры – «Надо». Третья цель – творческое выполнение игровой задачи – «Могу». Таким образом , складывается основной механизм игры «Хочу! Надо! Могу!», влияющий на личность ребёнка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.

                                        

В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.

 

Воздействие музыкального сопровождения игры на организм ребёнка мы рассматриваем в трёх аспектах:

 

  • Физиологический – положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опрно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций.
  • Психологический – музыка воздействуя на эмоционально – личностную сферу ребёнка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.
  • Педагогический – посредством музыки воспитывается у ребёнка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.

                                         

 

 

Воздействие музыкального сопровождения игры на организм ребёнка мы рассматриваем в трёх аспектах:

  • Физиологический – положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций.
  • Психологический – музыка воздействуя на эмоционально – личностную сферу ребёнка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.
  • Педагогический – посредством музыки воспитывается у ребёнка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.

В музыкальной игре, как в пении и ритмических движениях, дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки речи – ритм, динамику, темп, высоту. Это даёт нам возможность диференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития.

 

Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры. Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизирует ребёнка и сопровождает его в каждой игре.

 

Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается от танца, пляски тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку.

 

В музыкальной игре ребёнок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различия характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребёнка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.